«Агата Кристи» — это музыка правды и сказочного вымысла, сложная, но в то же время доступная каждому, и поэтому настолько горячо любимая поклонниками.
Музыка свободы, юности и полета. Музыка, полная декадентского шарма, трагедии и недосказанности. Впрочем, каждый опишет ее по-своему.
И вот сейчас братья Самойловы готовятся сделать, пожалуй, лучший подарок для фанатов — два больших «ностальгических» концерта 14 февраля в Санкт-Петербурге и 27 февраля в Москве.
В преддверии предстоящего концерта мы пообщались с Вадимом Самойловым в его студии звукозаписи.
— Приоткрой тайну, как проходит подготовка к концерту «Агаты Кристи».
Это, в первую очередь, работа каждый день. С утра я встаю, завтракаю, приезжаю на студию, и целый день репетиции, творческий процесс, подготовка, иногда прерываюсь на интервью. С таким графиком дома я оказываюсь очень поздно.
-Почему не будет концерта в Екатеринбурге — городе, с которого все начиналось?
Изначально планировался только один концерт, в Москве. Мы на второй-то решились не сразу. Но потом питерские организаторы нас убедили в том, что это имеет смысл. Другие города будут возможны только в том случае, если мы решим продолжить существование группы «Агата Кристи». Пока этого решения нет, мы это не обсуждали. Возникнет желание — хорошо. А не возникнет — значит, эти два концерта станут единственными.
— С какого материала ты посоветовал бы знакомиться с творчеством «Агаты», не считая «Сказочной тайги», «Ковра-самолета» и «Опиума». Или знакомство априори происходит с хитов?
Нужно начинать знакомиться не с хитов, а с прослушивания альбома. Я бы рекомендовал начать с любого, но послушать его от начала до конца. Все наши работы задумывались именно как альбомы. С завязкой, развитием действия, кульминацией, и развязкой. В них есть некая литературная структура, в каком-то смысле театральная. Но нужно послушать и так называемый «золотой запас»: «Позорная звезда», «Опиум», «Ураган» — эти три альбома, думаю, дадут полное впечатление. Все остальное на любителя.
-Поступила в продажу книга — биография группы. Расскажи немного про нее.
Это серия книг о рок-музыкантах, одна из них именно про нашу группу. Я предложил хорошего автора — Роман Богословский, из Липецка. В свое время мы познакомились, когда он делал с нами интервью. Все удачно сложилось, и вот теперь вышла и книга. Думаю, она должна получиться интересная.
-Если сравнивать тебя самого в начале пути и сейчас — как менялось твое поведение на сцене, мироощущение?
Оно полностью соответствует моему человеческому мироощущению, то есть нет никакого образа, специально придуманного. В рок музыке же как : что в жизни, то и на сцене. Да, я менялся со временем — становился менее провинциальным, более столичным человеком. Добавлялся опыт общения с разными людьми, обогащался кругозор. Если проследить за нашими изменения на сцене, то это — обычные человеческие изменения, те же самые, которые происходили в жизни: провинциальные ребята, которые приехали покорять Москву, становились теми, кем мы сейчас являемся. Это естественный процесс. Добавлялась мудрость, стал немного другой стиль, раньше мы особо и не запаривались на эту тему. Сейчас весь мир думает на тему того, как выглядеть, а наше поколение не было к этому приучено — надевали все, что казалось хорошим.
-Что думаешь про уральский рок сейчас?
Нет уральского или не уральского рока. Есть крупные города, в которых есть студенческие среды, и из них что-то вырастает. Я бы не стал делить музыку по географическому принципу.
-Ты сравнивал свою музыку с Pink Floyd по сложности, а чтобы ты сказал про шоу на сцене?
Да, Pink Floyd славится своими шоу. Что касается «Агата Кристи», по части шоу мы впереди всех рок — музыкантов, потому что мы начали заниматься этим очень давно. Дело в том, что я по образованию радиоинженер. И все мои друзья или те, кто так или иначе был связан с музыкой, что-то все время паяли, строгали, наливали в сосуды жидкий азот, чтоб еще более эффектные вещи получались на сцене. Мы тогда уже были озадачены какими-то элементами шоу. А потом появилась возможность делать их профессионально, первое серьезное шоу — это было в 1995 г., ГЦКЗ «Россия», презентация альбома «Опиум», только что написанного.Тогда еще не было традиции делать экраны, как сейчас, в природе такого просто не существовало. А мы уже делали — несколько телевизоров, составленных вместе, образовывающих одно изображение, видеостену. Можно посмотреть ту самую презентацию, и вы увидите всю эту систему. Там была не просто абстракция или графика, а специально снятые заранее сюжеты. На каждую песню была придумана своя атмосфера, свои ходы. А в перерывах известный актер Александр Баширов делал подводки, объявлял песни. Мультимедийный арт уже тогда вовсю присутствовал на наших концертах.
Но, в отличии от Pink Floyd, я не сторонник изобретать такие большие арт-объекты, где взлетают свиньи, а больше сконцентрирован на внутреннем содержании и послании песни, и считаю, что постановочные ходы не должны отвлекать от смысла. что касается нас с братом, у нас присутствуют элементы глэм-шоу , да и в целом другая энергетика.
В 2008 — 2009 году тур «Эпилог» мы уже проводили с лазерами и экранами. И до сих пор каждый раз скрупулезно настраиваем видеоряд, свет, и поэтому в феврале можете также ожидать масштабной постановки.
— Этой зимой ты совместно с Gibson Brands и Epiphone представляешь новый гитарный конкурс для юных музыкантов.
Компания Gibson выбирает лучших музыкантов среди молодежи, в качестве приза им будет подарена фирменная гитара. Я в этом участвую, потому что считаю, что надо поддерживать молодых музыкантов, а в данном случае еще и являюсь лицом этого конкурса. Я лично ознакомлюсь с творчеством каждого участника, и надеюсь, что этот конкурс станет для них большим опытом и удачным стартом.
Текст: Olga Attack
Фото: Олег Бурнаев