Пресс-конференция, посвященная 50-летию группы «Интеграл», состоялась 17 ноября 2015 года в Продюсерском центре Игоря Сандлера.

О том, как это было, вспоминали Бари Алибасов, Геннадий Хазанов, Юрий Маликов, Игорь Сандлер, Полад Бюль-Бюль Оглы, Пётр Подгородецкий, Борис Грачевский, Алексей Козлов, Юрий Лоза.

04

Сегодня россиянин, поклонник музыки 60-80х вряд ли представляет, в каких парадоксальных условиях существовала советская музыкальная и разговорная эстрада.

Артист должен был стоять на сцене по стойке «смирно», музыкальное сопровождение отвечать стандартам советской песни, состав музыкантов соответствовать регламенту. Одно время саксофон считался инструментом империалистической пропаганды.

Всё происходящее на сцене, слова, музыка, тексты юмористов, движения танцоров контролировались надзорными органами всех мастей, от худсоветов до КГБ.

Каждое произнесенное слово со сцены, должно было быть ЗАЛИТОВАНО, т.е. заверено письменно и печатью цензурными органами.

Иногда обласканные властями всенародные любимцы неожиданно исчезали из поля зрения за то, что позволили себе вокальные новшества, нестандартные костюмы, несанкционированные концерты… Это были любимцы народа ГеннадийХазанов, Муслим Магомаев, Эмиль Горовец, Валерий Ободзинский, Аида Ведищева, Вадим Мулерман, Тамара Миансарова и т.д и т.д.

В такой атмосфере, появление на профессиональной сцене группы Интеграл было НЕВОЗМОЖНО. Тем не менее Интеграл появился и до основания разрушил все запреты.

Многие директора филармоний начали брать на работу рок-группы: В Ленконцерте – «Земляне» в Кемерово — группа «Диалог», Тамбовская филармония – «Круиз», Москонцерт — «Автограф», Росконцерт – «Машина времени» …

Почему в начале 70-х стало возможным появление на профессиональной сцене рок-группы «Интеграл»?

Совершенно мудрое объяснение этому дал Геннадий Хазанов. Это могло быть возможным при одном условии: если группу поддерживал директор филармонии. Таким человеком был директор Саратовской филармонии А.Н. Скорлупкин, который на требование «уволить Алибасова или положить на стол партбилет» отдал партбилет начальнику саратовского управления культуры Курганову Е.Н.

Александра Скорлупкина называли «директор-революционер», именно он ходил на допросы в КГБ за то, что приютил «запрещённых» «Интеграл»,  А.Розенбаума, группу «Шестеро молодых» с Николаем Расторгуевым.

05

«Интеграл». Трудно представить группу, которая бы так повлияла бы на развитие советской и постсоветской рок-музыки и пресловутого шоу-бизнеса.

С 1967 года до конца 70-х «Интеграл» был единственной в стране гастролирующей рок-группой, с переполненными концертными залами, Дворцами спорта и стадионами.

«Интеграл» стал основоположником многих жанров – таких как глэм-рок, психоделический рок, кантри-музыка и рок-шоу. Группа открыла путь на профессиональную сцену многим рок-ансамблям.

«Интеграл» положил начало невиданному для СССР техническому оснащению концертов, с потрясающим световым оформлением, взрывами, квадрафоническим звуком, впервые появившимся на сцене дымом всех видов. Это была первая группа, музыканты которой создавали фантастические образы, шокирующие советскую молодёжь.

Прошло уже 50 лет, а зрители, побывавшие на концертах группы, до сих пор помнят их фееричные зрелища.

01

«Интеграл» производил ошеломляющее впечатление, об этом говорили многие выдающиеся личности, стоявшие у истоков российской рок-музыки: Юлий Гусман, Полад Бюль-Бюль Оглы, Андрей Макаревич, Пётр Подгородецкий, Александр Левшин, Давид Тухманов, Алексей Козлов, Вячеслав Зайцев, Крис Кельми, Сева Гаккель, Байгали Серкебаев (группа «А-Студио»), Андрей Апполонов-Григорьев.

Музыку к первому советскому боевику Ю.Гусмана «Не бойся я с тобой», на музыку супер-звезды 60-х, Полада Бюль-Бюль Оглы,  записывал «Интеграл». Как и к первому фильму рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где интегральцы — И.Сандлер, Ю.Лоза, А.Гумаров играли роль рейнджеров, врагов романтического героя. Позже Игорь Сандлер воссоздал эту оперу на сцене театра, сыграв одну из главных ролей — роль «Смерти». Пьер Карден,  присутствовавший на премьере, был поражён его игрой.

Впервые на советском ЦТ в исполнении «Интеграла» прозвучала песня «Привет», созданная никому неизвестной тогда группой «Секрет». Бас-гитарист «Секрета» Дима Рубин работал в «Интеграле». В результате «Секрет» прорвался в супер-звёзды ТВ. Ярчайший персонаж «Интеграла» Игорь Сандлер, запомнившийся необычным образом лысого инопланетянина с сачком, создал группу «Индекс», без которой, сегодня мы бы не знали Григория Лепса.

Возможно, без «Интеграла» не возникли бы и такие имена, как Сергей ЧелобановМарина Хлебникова, группа «Форум», Игорь Новиков — «Голубые гитары». Сергей Перегуда — «Любэ», Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, «Электроклуб», «Комбинация», Любовь Успенская, «Машина времени», Михаил Шуфутинский и другие.

В 2016 году Бари Алибасов и Игорь Сандлер празднуют тройной юбилей —  группе «Интеграл» исполняется 50 лет, Игорю Сандлеру 60Бари Алибасову — 70!

02