Сандлер И.Б., Кучеренко В.В. Гиганты шоу-бизнеса. В 2 тт. Серия «Список Сандлера».
М., Издательство «Сандлер», 2014. — 440 с.: ил., 416 с.: ил., 2000 экз., ISBN 978-5-9905276-1-4, ISBN
978-5-9905276-2-1
Всеволод Баронин
Вам знакомы эти имена — Ирвинг Азофф, Нил Богарт, Джерри Брон, Рик Рубин?.. Не очень? Оно и неудивительно: это именно те бизнесмены, о которых в хите заслуженных рокеров AC/DC «Let There Be Rock» еще в 1977 г. пелось: «И гитарист становился знаменитым, / А бизнесмен — богатым». Естественно, что сказочно богатые и влиятельные персоны шоу-бизнеса всегда норовили оставаться в тени — только иногда кто-то из них, как и упоминаемые в двухтомнике покойные менеджеры The Beatles (Брайан Эпштейн) и Led Zeppelin (Питер Грант), взлетал на волну публичной известности. Но такое случалось очень редко — и потому толковые книги или, если угодно, справочники, посвященные великим деятелям шоу-бизнеса XX века, никогда не стоявшим на сцене, и за границами нашей Родины можно по пальцам пересчитать.
И что говорить о своевременности такой книги для современной России — можно сказать, что она своевременна и долгожданна здесь всегда! Тем более на фоне уже совершенно непростительного во втором десятилетии XXI века полнейшего непонимания факта, что шоу-бизнес — точнее говоря, та его отрасль, что относится к современной музыке — держится не только и не столько на безотказных финансовых схемах, но, в первую очередь, на незаурядных личностях, не боявшихся принимать смелые и не всегда логичные решения, основанные только и только на личном чутье. И на любви к музыке и вере в конкретных музыкантов — как же без этого? Так что, наверное, знакомство со всеми 47 очерками о великих рок-менеджерах, студийных саунд-продюсерах, композиторах, пресс-агентах и даже журналистах способно вызвать оторопь у местного даже и «профессионала» (наличие кавычек понятно) от несчастного родного шоу-бизнеса. Во-первых, этот «профессионал» постоянно путает в чисто отечественной традиции понятия «продюсер» и «менеджер», да и фамилий, перечисленных в двухтомнике, он наверняка не слыхал… Ничего, прочитает — и хотя бы узнает, как за границей и бывшего СССР, и сегодняшней России работают настоящие профи; те, кого принято называть «большими мальчиками шоу-бизнеса». Очень большими.
Нужно признать, что схемы работы традиционного шоу-бизнеса, описанные в этих подробных, действительно энциклопедических очерках, в наш век интернета, цифровых загрузок, стрим-вещания и упадка роли физического носителя и бумажного музыкального журнала уже не столь могущественны, как в золотые времена рок-н-ролла — но что мешает перенести великий опыт былого в новое столетие? Тем более, что отбор личностей для получения звания «Гигантов шоу-бизнеса» произведен авторами действительно среди титанов: читатель всегда мог догадаться о небывалом профессионализме и напористости тех, кто выводил в высший эшелон действительно великие рок-группы, будь то The Beatles (Брайан Эпштейн), The Rolling Stones (Эндрю Луг Олдэм), Led Zeppilin (Питер Грант) или Uriah Heep (Джерри Брон). Но среди великих имен здесь есть и изобретатель термина «рок-н-ролл», радийный диск-жокей Алан Фрид, и саунд-продюсеры планетарного уровня — Эдди Крэмер и Боб Эзрин, композиторы Джерри Лейбери Майк Столлер… Определенно, каждая из 48 персоналий заслуживает того, чтобы быть упомянутым в рецензии на книгу. Но в то же время эти люди, то есть очерки о них, в двухтомнике выстроены в алфавитном порядке, что неявно сообщает читателю об их безусловной равновеликости для мирового музыкального процесса.
Само собой разумеется, что рассказ о непубличных деятелях шоу-бизнеса был бы неполон и даже абсурден без упоминаний имен, успехов, неудач и просто диких выходок подопечных этих великих персон. Так и есть: «Гиганты шоу-бизнеса» — это не просто сборник жизнеописаний крупных шоу-бизнесменов, это еще и впечатляющий по своей информативности музыкальный и отчасти киносправочник. В России, где, невзирая на полную охваченность интернетом, даже далеко не все персонажи «в теме» знают осуществовании онлайн-справочника AllMusic.com, явление этого двухтомника должно рассматриваться не просто как расширение библиотеки рядового меломана. По-хорошему, «Гиганты шоу-бизнеса» должны стать настольной книгой музыкального журналиста и редактора самых разнопрофильных СМИ, не говоря уж о преподавателях тех учебных заведений, где у нас учат и на музыкальных журналистов, и на продюсеров-менеджеров. То есть мы сталкиваемся с интересной ситуацией — авторы двухтомника, будучи въедливыми профессионалами в области написания и исполнения музыки и музыкального менеджмента (бывший музыкант рок-групп «Интеграл» и «Индекс-398» Игорь Сандлер) и музыкальной и киножурналистики (Валерий Кучеренко) не ставили перед собой задачу создания всеобъемлющей энциклопедии музыкального шоу-бизнеса, явно понимая утопичность подобной задачи: «никто не обнимет необъятного».
Получилось же как раз наоборот: «Гиганты шоу-бизнеса» сразу же по выходу в свет зажили отдельной от своих авторов жизнью — да и что может быть лучше якобы узкоспециализированной книги, которая просто живо написана и которую оттого интересно читать? Так что давайте перестанем коллективно скорбеть о якобы отсутствии в России качественной музыкальной журналистики и в отсутствии в цеху тех самых музжурналистов личностей, пишущих не только о том, что интересно только им и 15–20 их знакомых, или только об общеизвестных отечественных артистах. Очень к месту вспомнить лозунг одной британской фирмы грамзаписи 90-х— «Расширьте свои горизонты». «Гиганты шоу-бизнеса» действительно расширяют горизонты как меломана, так и профессионала шоу-бизнеса — ведь это только кажется, что мы знаем о своих кумирах всё, или почти всё. Недостаток такого знания — а у кого его нет, этого недостатка? — как раз и возмещает данный двухтомник. Остается только надеяться, что у подобной внушительной работы будет и продолжение, которого эта книга, несомненно, заслуживает.