Project Description

Издательство «Сандлер» в конце января 2014 года выпустило в свет очередную книгу из серии «Список Сандлера» — двухтомное издание «Гиганты шоу-бизнеса».
Многолетний труд авторов — Игоря Сандлера и Валерия Кучеренко — представляет собой историю современной музыкальной культуры, но рассказанную под иным углом зрения. Книги повествуют не о музыкантах, а о людях шоу-индустрии, написавших её законы и занимающих в ней ключевые позиции. Этот двухтомник — о продюсерах, менеджерах, промоутерах, боссах звукозаписывающих компаний, владельцах музыкальных издательств и издателях топовой музыкальной прессы. Книги предназначены для широкого круга читателей и будут особенно интересны музыкантам, продюсерам, музыкальным издателям — всем, чья деятельность связана с шоу-бизнесом и для которых этот двухтомник, несомненно, станет «настольной книгой». Издание великолепно оформлено, выпущено в твердом переплёте, на плотной мелованной бумаге с иллюстрациями и может быть не только увлекательным и очень познавательным чтением, но и прекрасным подарком.

Приводим содержание томов:
«ГИГАНТЫ ШОУ-БИЗНЕСА», Том I, 440 страниц.

Предисловие народного артиста СССР Иосифа Кобзона
Ирвинг Азофф (Irving Azoff). Первый в списке
Лу Адлер (Lou Adler). Владелец Roxy и организатор Monterey Pop Festival
Херб Альперт (Herbert Alpert). Бизнесмен, не расстающийся с трубой
Дон Арден (Don Arden). Аль Капоне британского рока
Эл Ароновиц (Alfred Gilbert Aronowitz). Специалист по знакомствам
Берт Бакарак (Burt Bacharach). Хитмейкер
Сид Бернстайн (Sid Bernstein). The Beatles — на стадионы Америки!
Братья Бихари (Lester Louis Bihari, Julius Jeramiah Bihari, Saul Samuel Bihari, Joseph Bihari). Братья Блюз
Крис Блэкуэлл (Christopher Percy Gordon «Chris» Blackwell). Островитянин
Нил Богарт (Neil Bogart). Хозяин Касабланки
Джерри Брон (Gerry Bron). «Бронзовый» продюсер
Джордж Вейн (George Wein). Ньюпорт — мекка джаза
Джерри Вейнтрауб (Jerry Weintraub). Лучший друг Пресли, Синатры и мистера Оушена
Джерри Векслер (Gerald «Jerry» Wexler). Черный ритм-энд-блюз от белого еврея Я
н Веннер (Jann Simon Wenner). Пионер рок-журналистики
Дэвид Геффен (David Geffen. От почтового клерка до медиамагната
Дэнни Голдберг (Danny Goldberg). «Натыкаясь на гениев»
Харви Голдсмит (Harvey Goldsmith). Импресарио из Британии
Питер Грант (Peter Grant). Ангел-хранитель Led Zeppelin
Джерри Гринберг (Jerry L. Greenberg). Борец за возрождение
Элли Гринвич (Eleanor Louise «Ellie» Greenwich). Талант к сочинительству
Альберт Гроссман (Albert Grossman). От Роберта Циммермана до Боба Дилана
Билл Грэм (Bill Graham). Главный рок-промоутер Америки
Дик Джеймс (Dick James). Основатель «Северных песен»
Клайв Дэвис (Clive Davies). Из адвокатов — в музыкальные магнаты

«ГИГАНТЫ ШОУ-БИЗНЕСА», Том II, 416 страниц.

Сол Зентц (Saul Zaentz). Фантазии Зентца
Дон Киршнер (Don Kirshner). Человек с золотым ухом
Аллен Кляйн (Allen Klein). Бескомпромиссный бухгалтер
Арти Корнфилд (Arthur «Artie» Lawrence Kornfeld). Отец Вудстока
Херб Коэн (Herbert «Herb» Cohen). Борец с мейнстримом
Эдди Крамер (Edwin H. «Eddie» Kramer). Тихо! Идет запись!
Хилли Кристал (Hilly Kristal). Панк родился в CBGB
Джерри Либер — Майк Столлер (Jerome «Jerry» Leiber — Mike Stoller). Великий тандем
Малкольм Макларен (Malcolm Maclaren). Музыкальный провокатор
Дэниел Миллер (Daniel Miller). Электронику в массы!
Эндрю Луг Олдэм (Andrew Loog Oldham). Изобретатель анти-Битлз
Шэрон Осборн (Sharon Osbourne). Экстремальная леди
Пол Ротшильд (Paul A. Rothchild). Открывающий двери
Рик Рубин (Frederick Jay Rubin). Могучий Рик
Фил Спектор (Phillip Harvey «Phil» Spector). Создатель «стены звука»
Дэнни Филдс (Danny Fields). Корпоративный маргинал
Алан Фрид (Albert James «Alan» Freed). Мистер рок-н-ролл
Джек Хольцман (Jac Holzman). Elektra, которую построил Джек
Леонард Чесс (Leonard Chess). Блюз родом из Чикаго
Сеймур Штейн (Seymour Stein). Музыкальный издатель «новой волны»
Боб Эзрин (Robert Alan «Bob» Ezrin). Сорок лет на посту продюсера
Брайан Эпштейн (Brian Epstein). Пятый битл

Соавтором Игоря Сандлера выступил Валерий Кучеренко — журналист и фотограф, работающий в музыкальной индустрии с 1999 года. Активно сотрудничает с различными печатными изданиями, среди которых «Music Box», «Classic Rock», «Книжное обозрение» и «Ровесник». Музыкальный критик, рецензент и эссеист, автор книги «Zappa. Американский композитор» (2009). Автор персональной фотовыставки «В компании звезд» (2013). Член Союза Журналистов России с 2003 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ
Не секрет, что лучшими музыкантами всегда считались негры и евреи. Но если негры первыми начали исполнять то, что впоследствии станет современной музыкой – джазом, блюзом, соул, фанком и рок-н-роллом, то вторые придумали, как эту музыку донести до миллионов слушателей. Бедный негр с плантации после работы так бы и пел свои песни, сидя на завалинке перед хибарой, а его слушателями оставалась бы пара десятков односельчан, если бы не предприимчивые еврейские парни, придумавшие, как эти песни можно продать.
Ими была сформирована музыкальная индустрия, названная шоу-бизнесом, и за несколько десятилетий XX века этими людьми были написаны основные его законы. О них и идет речь в данной книге, которая по сути очередной раз рассказывает историю современной музыкальной культуры, только под другим углом зрения. И если в подавляющем большинстве книг такого плана основными действующими лицами являлись музыканты, то в этой они отодвинуты на второй план. Главными же фигурантами являются люди, благодаря которым музыканты обретают всемирную славу – их менеджеры, продюсеры их записей, промоутеры их концертов, владельцы рекорд-лейблов, авторы их хитов и выдающиеся музыкальные журналисты. И судя по материалам данной книги, без этих людей современной музыкальной культуры в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, не существовало бы.
Мы не задумываемся о том, что для того, чтобы исполнитель стал великим и известным на весь мир, нужна мощнейшая инфраструктура, которая поможет ему технически и организационно для полнейшего раскрытия его творческого потенциала. А на первых порах, когда эта машина раскрутки артиста еще не запущена, необходим один единственный человек. Тот, кто поверит в исполнителя, и с помощью которого артист начнет свое восхождение к мировой славе. Именно благодаря таким людям, о которых написана данная книга, на музыкальном олимпе оказались группы The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, The Eagles, The Doors, Creedence Clearwater Revivals и многие-многие другие. Именно этими людьми «открыты» Чак Берри, Арета Фрэнклин, Уитни Хьюстон и Мадонна.
Благодаря им словарь современной музыкальной культуры обогатился терминами «рок-н-ролл», «соул», «панк» и «новая волна».
Именно они организовали крупнейшие в истории музыкальные фестивали, которые на только изменили музыкальный климат планеты, но и повлияли на массу социальных и политических вещей, достаточно вспомнить Монтеррей, Вудсток, Ньюпорт, Ozzfest и Live Aid.
Роль этих людей в истории трудно переоценить. Они четко понимали цели шоу-бизнеса – развлекать публику и делать ее счастливой. И зажигая на сцене новые звезды, которые светили так ярко, что освещали всю планету, эти люди не только зарабатывали огромные деньги, но и делали мир лучше.
В настоящее время многие законы шоу-бизнеса, к сожалению, уже не работают. Человек, который провозглашает себя артистом, может записать свои произведения дома и тут же выложить в сеть, минуя всю звукозаписывающую индустрию. Но задайтесь вопросом: а много ли современных исполнителей такого плана добились всемирной известности? И вспомните хотя бы одну песню, ими записанную и торчащую в свободном доступе на Ютюбе (а стало быть, доступную миллионам людей), которую знает и распевает весь мир. Трудная задача. Зато если мы услышим в мимо проезжающей машине Roll Over Beethoven, Sunny, Hotel California, July Morning или Yesterday, то испытываем радость и тут же, непроизвольно, начинаем подпевать.
Сегодня из новой музыки ушла магия, и исполнителей подобных The Beatles, ABBA или Луи Армстронга уже никогда не будет. Но у вас есть возможность, прочитав эту книгу, прикоснуться к той самой магии, творцами которой являются представленные в ней люди.

Иосиф КОБЗОН,
народный артист СССР.

Первая рецензия на книгу из газеты «КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ», написанная известным рок-журналистом Всеволодом Барониным.

«ЗА КУЛИСАМИ РОК-Н-РОЛЛА»

Вам знакомы эти имена — Ирвинг Азофф, Нил Богарт, Джерри Брон, Рик Рубин?.. Не очень? Оно и неудивительно: это именно те бизнесмены, о которых в хите заслуженных рокеров AC/DC «Let There Be Rock» еще в 1977 г. пелось: «И гитарист становился знаменитым, / А бизнесмен — богатым». Естественно, что сказочно богатые и влиятельные персоны шоу-бизнеса всегда норовили оставаться в тени — только иногда кто-то из них, как и упоминаемые в двухтомнике покойные менеджеры The Beatles (Брайан Эпштейн) и Led Zeppelin (Питер Грант), взлетал на волну публичной известности. Но такое случалось очень редко — и потому толковые книги или, если угодно, справочники, посвященные великим деятелям шоу-бизнеса XX века, никогда не стоявшим на сцене, и за границами нашей Родины можно по пальцам пересчитать.
И что говорить о своевременности такой книги для современной России — можно сказать, что она своевременна и долгожданна здесь всегда! Тем более на фоне уже совершенно непростительного во втором десятилетии XXI века полнейшего непонимания факта, что шоу-бизнес — точнее говоря, та его отрасль, что относится к современной музыке — держится не только и не столько на безотказных финансовых схемах, но, в первую очередь, на незаурядных личностях, не боявшихся принимать смелые и не всегда логичные решения, основанные только и только на личном чутье. И на любви к музыке и вере в конкретных музыкантов — как же без этого? Так что, наверное, знакомство со всеми 47 очерками о великих рок-менеджерах, студийных саунд-продюсерах, композиторах, пресс-агентах и даже журналистах способно вызвать оторопь у местного даже и «профессионала» (наличие кавычек понятно) от несчастного родного шоу-бизнеса. Во-первых, этот «профессионал» постоянно путает в чисто отечественной традиции понятия «продюсер» и «менеджер», да и фамилий, перечисленных в двухтомнике, он наверняка не слыхал… Ничего, прочитает — и хотя бы узнает, как за границей и бывшего СССР, и сегодняшней России работают настоящие профи; те, кого принято называть «большими мальчиками шоу-бизнеса». Очень большими.
Нужно признать, что схемы работы традиционного шоу-бизнеса, описанные в этих подробных, действительно энциклопедических очерках, в наш век интернета, цифровых загрузок, стрим-вещания и упадка роли физического носителя и бумажного музыкального журнала уже не столь могущественны, как в золотые времена рок-н-ролла — но что мешает перенести великий опыт былого в новое столетие? Тем более, что отбор личностей для получения звания «Гигантов шоу-бизнеса» произведен авторами действительно среди титанов: читатель всегда мог догадаться о небывалом профессионализме и напористости тех, кто выводил в высший эшелон действительно великие рок-группы, будь то The Beatles (Брайан Эпштейн), The Rolling Stones (Эндрю Луг Олдэм), Led Zeppilin (Питер Грант) или Uriah Heep (Джерри Брон). Но среди великих имен здесь есть и изобретатель термина «рок-н-ролл», радийный диск-жокей Алан Фрид, и саунд-продюсеры планетарного уровня — Эдди Крэмер и Боб Эзрин, композиторы Джерри Лейбер и Майк Столлер… Определенно, каждая из 48 персоналий заслуживает того, чтобы быть упомянутым в рецензии на книгу. Но в то же время эти люди, то есть очерки о них, в двухтомнике выстроены в алфавитном порядке, что неявно сообщает читателю об их безусловной равновеликости для мирового музыкального процесса.
Само собой разумеется, что рассказ о непубличных деятелях шоу-бизнеса был бы неполон и даже абсурден без упоминаний имен, успехов, неудач и просто диких выходок подопечных этих великих персон. Так и есть: «Гиганты шоу-бизнеса» — это не просто сборник жизнеописаний крупных шоу-бизнесменов, это еще и впечатляющий по своей информативности музыкальный и отчасти киносправочник. В России, где, невзирая на полную охваченность интернетом, даже далеко не все персонажи «в теме» знают о существовании онлайн-справочника AllMusic.com, явление этого двухтомника должно рассматриваться не просто как расширение библиотеки рядового меломана. По-хорошему, «Гиганты шоу-бизнеса» должны стать настольной книгой музыкального журналиста и редактора самых разнопрофильных СМИ, не говоря уж о преподавателях тех учебных заведений, где у нас учат и на музыкальных журналистов, и на продюсеров-менеджеров. То есть мы сталкиваемся с интересной ситуацией — авторы двухтомника, будучи въедливыми профессионалами в области написания и исполнения музыки и музыкального менеджмента (бывший музыкант рок-групп «Интеграл» и «Индекс-398» Игорь Сандлер) и музыкальной и киножурналистики (Валерий Кучеренко) не ставили перед собой задачу создания всеобъемлющей энциклопедии музыкального шоу-бизнеса, явно понимая утопичность подобной задачи: «никто не обнимет необъятного». Получилось же как раз наоборот: «Гиганты шоу-бизнеса» сразу же по выходу в свет зажили отдельной от своих авторов жизнью — да и что может быть лучше якобы узкоспециализированной книги, которая просто живо написана и которую оттого интересно читать? Так что давайте перестанем коллективно скорбеть о якобы отсутствии в России качественной музыкальной журналистики и в отсутствии в цеху тех самых музжурналистов личностей, пишущих не только о том, что интересно только им и 15–20 их знакомых, или только об общеизвестных отечественных артистах. Очень к месту вспомнить лозунг одной британской фирмы грамзаписи 90-х — «Расширьте свои горизонты». «Гиганты шоу-бизнеса» действительно расширяют горизонты как меломана, так и профессионала шоу-бизнеса — ведь это только кажется, что мы знаем о своих кумирах всё, или почти всё. Недостаток такого знания — а у кого его нет, этого недостатка? — как раз и возмещает данный двухтомник. Остается только надеяться, что у подобной внушительной работы будет и продолжение, которого эта книга, несомненно, заслуживает.